Возраст |
Навыки |
1 месяц |
- Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
- Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
- Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
- Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
- Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
- Потягивается.
- Упирается ножками, поддерживаемый под мышки .
- Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
- Спит около 20 часов в сутки.
|
2 месяца |
- Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
- Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
- Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
- Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
- Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
- Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
|
3 месяца |
- Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время - 5-6 минут.
- Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
- Наблюдавшееся ранее "беспорядочное искание" ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
- В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
- Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
- Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
- Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
- Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
- Ребенок иногда узнает мать.
- Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
- Гуление становится разнообразным.
- Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
|
4 месяца |
- Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
- Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
- Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
- Громко смеется, когда с ним играют.
- Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
- Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает "мост"; хватает, гладит и удерживает предметы.
- Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
- Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
- Неудовольствие выражается хныканьем.
|
5 месяцев |
- Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
- Различает тон, с которым к нему обращаются.
- Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
- Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом "складного ножа").
- Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
- В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
|
6 месяцев |
- Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
- Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
- Эмоциональные проявления более разнообразны.
- Первые попытки произносить слоги - "ба","ма" и т.д.
- Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
|
7 месяцев |
- Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
- Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
- Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
- Движения становятся более целеустремленными.
- Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
- Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
- Появляются повторения слогов - "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" и т.д.
- На вопрос "где?" ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
|
8 месяцев |
- Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
- Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
- Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
- По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свидания", "дай ручки" и т.д.).
- Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
- Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
|
9 месяцев |
- Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
- Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
- Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
- Подражает взрослому - повторяет за ним слоги.
- На вопрос "где?" отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
- Знает свое имя - оборачивается на зов.
- С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
- Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
|
10 месяцев |
- Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
- Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -"ав", корову -"му" и т.д.; произносит наиболее легкие слова - "мама","баба";выполняет простые требования; понимает запрещение.
- Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
|
11 месяцев |
- Употребляет первые слова-обозначения ("ав-ав", "кис-кис", "дай").
- Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос "где киса?" приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
- По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
- Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
- Стоит самостоятельно.
- Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
|
12 месяцев |
- Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
- Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
- Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
- Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету).
- Пьет из чашки, сам держит ее.
|